Публикации

События недели: Алина Кабаева и Год молодежи

2009 год был назван Годом молодежи. О том, как принималось это решение в интервью журналисту сайта 5 баллов рассказала автор идеи, депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по делам молодежи, Алина Маратовна Кабаева.

— Алина Маратовна, всем известно, что именно Вы были инициатором идеи объявить 2009 год Годом молодежи. Расскажите, пожалуйста, что натолкнуло Вас на эту мысль?

— С декабря 2007 года я депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по делам молодежи, поэтому решение молодежных вопросов — это моя прямая обязанность. Так что, мне кажется, уже одного этого достаточно, чтобы стать инициатором Года молодежи. А, кроме того, я сама молодежь, поэтому мне далеко небезразличны и близки проблемы, с которыми сталкиваются сегодня молодые ребята. Видите, у меня как минимум две веские причины для того, чтобы стать инициатором этого года. Безусловно, в нашей стране реализовывались и реализуются молодежные программы, проекты. Я и сама запустила в прошлом году молодежный проект — горячую линию по ЕГЭ. Но, мне кажется, настало время уделить молодежи, ее развитию, образованию больше внимания, и Год молодежи позволит подойти к реализации молодежных проектов более системно и масштабно — охватить максимальное количество регионов, городов и сел. И вообще это отличная возможность привлечь к проблемам молодежи внимание государства, общественности, СМИ.

Сегодня, благодаря поддержке Президента и моих коллег депутатов, мы уже живем в Год молодежи. Я очень хочу, чтобы у нас получилось осуществить все задуманное, а главное — надеюсь, что этот год даст старт для такого же активного развития и продвижения молодежных проектов и в будущем.

— А какой Вы видите сегодняшнюю молодежь?

— Я много езжу по регионам и довольно часто общаюсь с молодыми ребятами, проводила исследования мнений молодежи различных городов России по многим вопросам. Поэтому могу сказать, что имею неплохое представление о том, что интересует сегодняшнюю молодежь, какая она, с какими проблемами сталкивается. Мне кажется, она очень самостоятельная, рассудительная, активная, прагматичная, она готова учиться и брать на себя ответственность. Молодые ребята хотят что-то делать, что-то менять, и готовы делать это, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются. По себе знаю, мы не боимся трудностей и готовы работать на результат.

— Алина Маратовна, а насколько сложно было претворить идею Года молодежи в жизнь — получить поддержку как коллег депутатов, так и президента Российской Федерации.

— Вообще в нашей стране существует определенный алгоритм подготовки подобных проектов. В случае с Годом молодежи все происходило следующим образом. Я приняла решение, что буду выступать с инициативой объявления Года молодежи в нашей стране и рассказала об этом своим коллегам депутатам — Ильдару Гильмутдинову, Арсену Фадзаеву и Сергею Белоконеву. Они поддержали меня. Мы собрали необходимые документы и направили их на правовую экспертизу. Далее проект поддержала фракция «Единая Россия» и направила его на рассмотрение профильного комитета, то есть Комитета по делам молодежи. Комитету понравилось наше предложение, и он отправил документы в Совет ГД РФ, после чего 27 июня на пленарном заседании наша инициатива получила абсолютную поддержку палаты депутатов. Конечно, я надеялась, что возражений будет немного, но было очень неожиданно и приятно, что практически все депутаты (только один депутат воздержался) проголосовали «за». Затем обращение с инициативой объявления в Российской Федерации Года молодежи было направлено на рассмотрение Президенту РФ. И вот, в сентябре 2008 года Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ об объявлении 2009 года Годом молодежи в РФ. Так и был объявлен Год молодежи.

— В настоящее время в России насчитывается более 400 молодежных организаций, однако ни одна из них, не может достичь масштабов комсомола. Как Вам кажется, нужна ли в условиях современной России организация способная объединить молодежь?

— Честно говоря, на сегодняшний день я не вижу такой необходимости. Зачем искусственно создавать масштабную организацию, способную объединить молодежь? Мне кажется, что если молодежь почувствует, что есть какие-то проблемы, которые требуют ее объединения и которые она не может решить вне подобной организации, она обязательно объединится, и практически уверена, что она сможет сделать это без посторонней помощи. Я вообще против искусственного насаждения чего бы то ни было сверху.

Что касается тех организаций, которые уже существуют — наверное, хорошо, что они есть, и они действительно выражают интересы какой-то части молодых ребят и помогают решать их проблемы. Но мы не должны забывать, что есть молодежь, которая не хочет вступать в какие-либо организации, не чувствует такой необходимости. И эту молодежь наше государство должно поддерживать не меньше. Вообще, мне кажется, главное — это не количество молодежных организаций, а условия, которые создает государство для нашей молодежи, чтобы она чувствовала себя нужной нашей стране.

— Алина Маратовна, Вы олимпийская чемпионка, как Вы считаете, что нужно сделать сейчас, что бы привить молодежи любовь к спорту?

— Вы знаете, это одна из проблем, которая беспокоит меня сегодня. Я вижу несколько основных мер, которые, с моей точки зрения, необходимо предпринять. Прежде всего, хочу сказать, что прошлый год был богат на спортивные победы, и мы все видели, как страна гуляла и радовалась за достижения наших спортсменов. Хочу сказать, что чем больше будет таких побед, тем сильнее будет стимул у детей, молодых ребят заниматься спортом, добиваться результатов. Ведь это пример для них. А чтобы эти победы были и в будущем, сегодня нельзя забывать про детско-юношеский спорт. Ведь сегодняшние известные спортсмены — это вчерашние дети.

Что касается основных мер. Во-первых, очень важно, чтобы государство создавало для развития массового спорта все необходимые условия — строились спортивные комплексы, залы, площадки, лучше финансировались отдельные виды спорта. Государство должно помогать делать спорт доступным для людей с самым разным достатком. Чтобы дети из малообеспеченных семей также могли посещать спортивные секции, и государство помогало им в этом материально. Бесплатные секции для детей обязательно должны быть. Помню, когда мама отвела меня в секцию по художественной гимнастике — она была бесплатной.

Во-вторых, необходим системный подход к подготовке тренеров. Причем здесь очень важно не только готовить квалифицированные кадры, но и стимулировать их оставаться в профессии.

В-третьих, не менее важно рассказывать детям, молодым ребятам, что спорт имеет огромное значение для их здоровья и будущего. Мне кажется, в первую очередь, это задача родителей — им надо обязательно приучать ребенка к спорту, водить его в секции, на тренировки и не жалеть на это времени. Безусловно, и государство должно вести пропаганду здорового, активного образа жизни.

— В 2008 году большинство учеников 11-х классов сдавали выпускные экзамены в форме ЕГЭ. В результате около четверти выпускников получили «двойки» на экзаменах. Как Вы считаете, что явилось причиной столь скромных успехов выпускников?

— Точный ответ на этот вопрос, наверное, может быть дан только после анализа материалов и результатов экзамена Министерством образования. Я не являюсь представителем этого ведомства, поэтому могу только предположить, что основной проблемой, из-за которой ученики не получили достойные оценки — это страх перед новым и неизвестным. Кто-то сказал, что страх перед адом — это уже ад. Так и у нас получилось. Вот почему очень важно разъяснять и информировать ребят о процедурах и правилах ЕГЭ. Кстати, горячая линия по ЕГЭ, которую я организовала в экзаменационную сессию 2008 года, тоже подтверждает это предположение. Когда мы запускали линию, то были уверены, что самые большие сложности у ребят будут с содержанием тех или иных предметов, с формулировками вопросов в тестах ЕГЭ, поэтому сначала на линии работали только преподаватели и эксперты, которые консультировали ребят по предметам. Но очень скоро стало понятно, что количество звонков по процедуре проведения экзамена довольно велико, и тогда я решила пригласить в проект специалистов Рособрнадзора, которые квалифицированно отвечали на все организационные вопросы. Я благодарна Рособрназору за то, что приняли участие в работе линии. В этом году специалисты Рособрнадзора, надеюсь, также присоединятся к горячей линии по ЕГЭ.

— Как Вы считаете, может ли ЕГЭ быть единственной формой выпускных экзаменов или должна существовать альтернатива?

— Вы знаете, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Наверное, и у старой системы оценки знаний и у ЕГЭ есть свои плюсы и минусы. Если говорить о старой форме сдачи экзаменов, то здесь был индивидуальный подход к каждому ученику, но, могла иметь место необъективность преподавателей. Что касается ЕГЭ, то здесь главный плюс — независимая форма оценки знаний учеников — здесь исключается ситуация, когда на оценку влияет хорошее или плохое отношение преподавателя. Поэтому если ученик хорошо знает тему и разбирается в ней, то форма проверки его знаний не должна иметь столь определяющего значения. Конечно, в ЕГЭ есть недоработки — особенно технического характера, но над их устранением идет работа. И я знаю это наверняка, потому что во время горячей линии мне на
сайт приходили замечания ребят. Мои помощники передавали эту информацию специалистам Рособрнадзора, и благодаря этому, какие-то недостатки были исправлены. В любом случае — решение по поводу введения или отмены ЕГЭ — вне моей компетенции, это вопрос к Министерству образования. Что касается меня, то в этом году я собираюсь опять запустить горячую линию по ЕГЭ.

— Алина Маратовна, с 2009 года Россия окончательно переходит на двухуровневую систему высшего образования. Как Вы считаете, насколько оправдано негативное отношение к реформе ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова  В. А. Садовничего?

— Повторюсь, что не могу профессионально судить о плюсах и минусах подобной системы. Но, мне кажется, что в отношении МГУ не может быть однозначных ответов — ведь это целая империя, такого количества факультетов и направлений нет ни в одном другом российском учебном заведении. Кроме того, у МГУ очень богатая история и традиции, которые нельзя не учитывать, принимая какие-либо нововведения. Здесь, мне кажется, дело не в негативном отношении Садовничего — он просто хорошо осознает и понимает все трудности, которые возникнут при резком переходе на новую систему образования. Поэтому я скорее понимаю опасения Виктора Антоновича, чем осуждаю его. Но уверена, переход на двухуровневую систему образования — это дело времени.

— Существует ли формула успеха, позволяющая молодому амбициозному человеку попасть в большую политику?

— Вы знаете, надеюсь, в большую политику будет попадать все меньше и меньше людей, для которых политика — это самоцель. С моей точки зрения, это в корне неверно. В политику должны идти люди, которым небезразлична судьба их страны, которые хотят работать на ее благо, помогать людям. Потому что политика — это инструмент для достижения поставленных целей. Если же политика становится средством для удовлетворения собственных амбиций — это может иметь очень негативные последствия для общества.

Что касается формулы успеха — мне кажется, в любом деле необходимо трудолюбие, талант, целеустремленность, и не надо бояться, что что-то не получится. Даже если ты долго работал, а результат не соответствует ожиданиям — значит, этот опыт пригодится где-то еще.

— Почему вы из Большого спорта пришли в Большую политику, и какие цели Вы ставите перед собой?

— На самом деле я никогда не думала о большой политике. Просто в какой-то момент поняла, что не смогу заниматься профессиональным спортом всю жизнь, необходимо ставить себе новые цели, думать о другой сфере, в которой я могла бы дальше развиваться. Кроме того, еще в те времена, когда я была в спорте, многие ко мне обращались за помощью. Но тогда я была спортсменкой, и помогать особенно не было возможности. Когда же мне предложили стать депутатом ГД — я согласилась, потому что подумала, что в этом статусе у меня будет больше возможностей помогать людям. И не ошиблась.

Какие цели перед собой ставлю как депутат? — добиться лучших условий жизни не только для молодежи, но и для многих других избирателей, которые обращаются ко мне. Вообще, мне кажется, что работать с обращениями граждан и добиваться законных решений — это такая же значимая составляющая депутатской деятельности, как и участие в законотворческом процессе.

Дума — это очень важная часть моей жизни, но у меня есть еще несколько направлений деятельности, которые можно объединить одним понятием — гражданское общество. Я возглавляю Общественный Совет «Национальной Медиа Группы», являюсь автором и ведущей программы на РЕН ТВ «Шаги к успеху», президентом благотворительного фонда. Конечно, в каждом из этих направлений есть свои цели и задачи, но все они дополняют друг друга и органично сливаются в единое целое. Все, что я делаю сегодня, важно и полезно не только для меня, но и, уверена, для страны и общества.